Рядовой из Марийского края предал Родину в июне 1941 года и написал список 204 пособников фашистов

Фото Нюрнбергского процесса с сайта picryl.com

После водружения Знамени Победы над Рейхстагом целые эшелоны воинов-победителей отправились в родные дома. Однако среди них могли легко затеряться пособники немецко-фашистских захватчиков.

Поэтому сотрудникам отечественной контрразведки предстояло выявить и разоблачить предателей Родины. Прятались изменники Отчизны и в Марийском крае.

Органы безопасности в Марий Эл недавно рассекретили архивные документы уроженца Марийской АССР, перешедшего на сторону Третьего рейха. 

Предавший Родину

На столе передо мной лежит уголовное дело. Дотрагиваюсь до посеревших от времени страниц, слова на которых напечатаны на машинке, и мысленно переношусь в 1949 год на допрос Павла Пайгетова, родившегося в 1921 году в деревне Куркумбал Моркинского района. 

Воображение дорисовывает и образ следователя, который пытается досконально выяснить каждую деталь.

Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, Пайгетов поступил на службу рядовым 374-го стрелкового полка. Он недолго провоевал и уже 27 июня 1941 года около города Калвария Литовской ССР сдался в плен. 

Диверсант Гитлера

На допросе у следователя госбезопасности Павел Пайгетов рассказывал, что начиная с августа 1943 года в немецком поселении Цитенгорст он учился в школе фашистских агентов-пропагандистов. Здесь готовили диверсантов для подрывной работы против Советского Союза.

Будущим нацистским подрывникам в буквальном смысле «промывали мозги». Они изучали такие дисциплины, как «Программа национал-социалистов», «Приход к власти Гитлера», «Культурная жизнь в России и Германии», «Террор Советской Власти», «Европейский вопрос» и «О новом порядке в Европе».

При этом их обеспечили всем необходимым: трехразовое питание, зарплата в 30 марок… 

«По окончании школы пропагандистов «Восточного Министерства» Германии в феврале 1944 года немцы нам выдали документы об освобождении из плена, в частности, я лично получил паспорт о том, что нахожусь вне подданства.

Этот паспорт я уничтожил – порвал в апреле 1945 года в связи с захватом меня в плен американскими войсками, точнее, в связи с оккупацией ими города Хальсернфорта, в котором я находился в то время и работал переводчиком при комендатуре лагеря, в котором содержалось мирное советское население, так называемый «ОСТ» лагерь», — говорил Пайгетов.

Охрана «фабрики смерти»

1 марта 1944 года по указанию комитета татарской антисоветской националистической организации «Идель-Урал» его направили в польский город Познань. Здесь до ноября мужчина работал в заводской охранной полиции под названием «Веркшуц» при оборонном заводе «ДВМ», производящем гильзы для зенитных пулеметов.

«По распоряжению начальника заводской охранной полиции Корфа я на указанном заводе был назначен на должность рядового полицейского.

Мне была выдана спецовка, на вооружении я при исполнении служебных обязанностей имел бельгийскую винтовку. Кормили нас очень хорошо, выдавали зарплату 160 марок в месяц», — сообщил на допросе изменник Родины.

204 предателя

В конце осени 1944 года Пайгетова перевели в Берлин на канцелярскую должность. Во время работы он составил списки из 204 человек, служивших в татарском легионе «Идель-Урал», вписаны туда и восемь фамилий уроженцев Марийского края.

В первый экземпляр таблицы были внесены изменения, поэтому ему пришлось подготовить новый, а неправильный вариант он сохранил. Возможно, в предателе наконец проснулась совесть, и он хотел предать огласке имена тех, кто продал страну? А может, тогда вмешалась сама Судьба, чтобы сохранить эту печальную страницу истории?

«Я тогда имел намерения совершить побег от немцев и перейти на сторону советских войск, а для оправдания своей вины перед Родиной хотел передать этот список соответствующим органам Советской власти», — рассказывал Павел Пайгетов.

Однако таким шансом он не воспользовался. Летом 1945 года в немецком городе Дебриц при прохождении государственной проверки мужчина скрыл преступления против Родины. 

«По прибытию в деревню Куркумбал Моркинского района я через несколько дней пошел на рыбалку на озеро Кошар, что примерно в 2,5 км. Указанный список вложил в поллитровую бутылку и взял с целью где-нибудь закопать.

Домой я прибыл 10 ноября 1945 года, на рыбалку ходил, кажется, на второй день или же на третий день после прибытия. Бутылку во время рыбалки закопал в землю около озера Кошар», — уточнил он.

Затем он устроился работать учителем немецкого языка в Кожлаерской средней школе. Однако 20 июля 1949 года мужчину арестовали за измену Родине. Сотрудники контрразведки выявили Пайгетова на основании свидетельских показаний людей, которые вернулись в СССР после войны. 

В УФСБ России по Республике Марий Эл сообщили, что уже 28 октября военный трибунал приговорил его к 25 годам лишения свободы. В 50-х годах он был освобожден по амнистии, но в последующем не был реабилитирован.

Борьба за каждого человека

В годы Великой Отечественной войны в буквальном смысле шел поединок добра и зла. 1418 дней длилась схватка за каждого человека: Третий рейх искал предателей и ставил их под свои знамена.

Замалчивать неприглядные страницы истории нельзя. Знать о них необходимо, чтобы не допустить ошибок прошлого. Однако прежде всего мы должны помнить о героях былых времен, которые отдали самое дорогое – свои жизни за свободу Отчизны.

Данную статью я подготовила для газеты «Марийская правда».